Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? На яблочный спас принято святить в церкви не только яблоки, но и другие фрукты.

Из всех Спасов Яблочный имеет, пожалуй, наибольшее количество традиций - как церковных, так и народных. Потому и мнения относительно того, можно ли есть яблоки до наступления праздника, разнятся.

Яблочный Спас выпадает на период Успенского поста , однако это никак не объясняет запрета на употребление плодов. В период воздержания не дозволяется вкушать пищу животного происхождения, а фрукты и овощи, напротив, становятся основным рационом верующих.

Тем не менее, все еще живо мнение, что есть новый урожай до наступления Яблочного Спаса нельзя. Народная традиция объясняет это очень необычно: на Руси в древние времена бытовало поверье, что если мать, потерявшая дитя, съест яблоко до Спаса, душа ребенка не получит райского яблочка, которые раздает Ангел в честь праздника. Священнослужители заверяют, что никакого отношения к действительности это поверье не имеет.

Церковь поясняет появление такого странного запрета. Изначально он касался винограда, а запрет на яблоки — это «адаптация» к природным условиям средней полосы. Запрет был указан в церковном уставе: монахам, вкусившим виноград до наступления Спаса, воспрещалось есть его на протяжении всего августа. Кроме того, на Преображение Господне — церковный праздник, к которому и приурочен Яблочный Спас — существует обычай освящать собранный урожай и только потом употреблять его в пищу. Христиане старались не вкушать даров природы до освящения в церкви — это было своеобразной благодарностью Господу за ниспосланный урожай. Потому и родилось негативное отношение к употреблению яблок до момента освящения в церкви. Да и собирали плоды ближе к 19 августа: считалось, что яблоки наливаются и обретают наилучшие вкусовые свойства именно к этому времени.

В наши дни такой запрет не совсем актуален: в магазине яблоки доступны круглый год, а собственные дачные участки с яблонями имеет далеко не каждый. Потому вполне можно вкушать яблоки до наступления Яблочного Спаса. Это особенно необходимо тем, кто постится — организм требует витаминов, которые можно получить из фруктов.

Таким образом, нет никакого строгого запрета на употребление яблок до праздника. Священнослужители лишь говорят о том, что урожай по возможности следует освятить в церкви на Преображение Господне — это сделает праздник более радостным. Мы желаем вам благополучия и удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

12.08.2017 06:10

Наши сны, по мнению многих специалистов, иногда имеют тайное толкование. Каждый сон можно трактовать по-разному. ...

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя...

Добрый день

Скажите, пожалуйста, почему запрещается есть яблоки до "яблочного спаса" 19 августа? Где написано, что яблоки есть запрещено или это домыслы и суеверия. Ведь Если не есть яблоки до 19 числа человек пропускает несколько вкусных сортов, которые потом уже отходят. Почему арбузы и дыни можно есть всегда равно как и другие фрукты (сливы, абрикосы).

Как и зачем можно было придумать такое правило?

Петр

Уважаемый, Петр!

В Православной Церкви не запрещается вкушать каких бы то ни было плодов, в какое бы то ни было время!!!
В своих посланиях апостол Павел говорит:"Мне все можно, но не все полезно. Мне все можно, но ничто не должно обладать мною."

Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой - «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов 6/19 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

http://days.pravoslavie.ru/Days/20110806.htm

Что касается обязательности следования традиции не вкушать плодов (в типиконе не говорится "яблоки", но "овоща" в смысле плоды вообще) до их освящения, то пусть каждый определит для себя сам.

Например так: "Господи! Знаю, что входящее в уста не приближает и не удаляет меня от спасения. Но приими от меня ничтожную жертву в виде воздержания от вкушения плодов нового урожая до их освящения в славный праздник Твоего Преображения. Чтобы и мне недостойному иметь надежду на обновление и преображение греховного моего естества, подобно Твоему Преображению. Лишаю себя вкушения плодов этих, которые взрастила десница Твоя, да не лишиши меня окаянного быти причастным Твоего нетварного света, которым просиял Ты на Фаворе"

Или так: "Господи! Не могу спокойно смотреть, как множество плодов, определенных сортов, остается не оприходованными. Славный "Белый налив" и прочая вожделенная снедь, могущая накормить такое множество людей истлевает (впрочем подавляющее большинство этого множества людей даже и не подозревает, что в Церкви Твоей есть такая традиция - воздерживаться от плодов нового урожая до Преображения) - бессмысленно совершая оборот вещества в природе. Прости мне мою хозяйственность и не вмени мне во грех, такого моего попечения о плодах Тобою произведенных. Жаль Господи, что я не могу съесть их все сам, а то ведь все равно много пропадет"

Прошу, Вас Петр, простить меня за иронию, в ней ни в коем случае нет сарказма. Но попытайтесь найти своему желанию не хозяйственно-бытовой, а духовный смысл.

Правил к отлучению от церковного общения за это "преступление" нет. Есть предписание типикона, которое можно считать обязательным только для монашествующих, наказывать братию преступившую данное правило - не вкушать плодов до освящения - запрещением их вкушения во весь август месяц.

Миряне же придерживаются этой традиции подражая в меру своих сил образцовому монашеству, равно с ними ожидая преображения своей природы в Вечной Жизни.

Праздник Преображения Господня отмечают 19 августа. С детства очень люблю этот праздник! Бабушка всегда брала меня с собой в церковь, мы несли корзину, полную яблок, ярких цветов и пышных яблочных пирогов. Бабушкины подружки всегда норовили угостить меня чем-то вкусным, мы с другими детьми играли на территории невероятно красивого храма, и это чудесные воспоминания…

Про Яблочный Спас любят говорить в народе: это почитаемый праздник. Столько традиций, столько обычаев связано с ним! Сегодня ты узнаешь кое-что новое об этом церковном торжестве.

Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

На Руси не употребляли в пищу яблок до этого праздника. Особенно этот запрет касался женщин: если женщина попробует яблоко до наступления священного дня, она принимает на себя грех Евы, вкусившей запретный плод.

Строго следовать этому правилу должны были также родители, потерявшие детей, и женщины, у которых были нерожденные дети. В народе верили: если родители поступят правильно и не станут есть плоды до освящения, дети на небесах получат гостинцы…

В этот день нельзя убивать мух. Запрещена любая работа по дому: «Кто на Спас шьет - тот всё время слезы льет». После наступления праздника уже нельзя купаться в открытых водоемах: «Яблочный Спас - ушло лето от нас».

День Яблочного Спаса - это день благодарности Богу за урожай. Очень важно угостить в этот день яблоками и прочими вкусностями всех, кто нуждается в этом: нищих и бездомных. Нужно угостить детей, которые встретятся тебе в церкви! Люди верили, что если сделать так, то ты ни в чём не будешь нуждаться весь год, а твои усопшие родственники будут вознаграждены.

«Так Просто!» уверен, что в народных традициях есть смысл. Тому, кто делится, всё вернется в изобилии!

Однако праздник Преображения имеет и другой смысл: в этот день важно преобразиться внутренне, очиститься от дурных мыслей и обогатиться духовно. Желаем провести тебе этот день со своими родными, в радостном настроении, ! Расскажи нам, какие традиции, связанные с праздником, чтит твоя семья.

К ак-то мне рассказали о таком случае: в Троице-Сергиевой лавре, во время крестного хода, перед архиереями бежала старушка и кричала: «Батюшка, простите грех, перед Преображением яблочко съела».

Невольно возникает вопросом: а ведь на душе у этой женщины наверняка есть настоящие грехи, зависть, осуждение, вражда, мало ли еще грехов, которыми мучается душа человека, неужели они не вопиют о прощении. Почему они не заставляют бежать к священнику на исповедь, не дожидаясь удобного времени. Выходит, что иногда непонятные правила и уставы своей таинственностью затмевают простоту и понятность заповедей Божьих. Заповедь о любви к ближнему не всегда открывает свой смысл, зато таинственное правило о невкушении яблок до Преображения воспринимается как настоящее откровение, человек не только яблок не вкушает, он охотно даже от меда отказывается, ведь мед пчелы делают из яблочного цвета! А есть ли основание для такого рвения в церковном уставе, что на самом деле заповедано отцами относительно вкушения яблок на Преображение?

Об обычае освящения начатков овощей и о прещениях, ожидающих тех, кто не дождался праздника, мы читаем в Типиконе: «Подобает ведати, яко предание имамы от святых отец от спасительного сего праздника Преображения, снедати гроздия, идеже обретается. Благословение приемше от иерея... Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздия через весь месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец... Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет».

Мы видим, что наказание, в виде запрещения есть виноград целый месяц, грозит неповинующимся уставу св. отец. Но в чем этот устав состоит? В том, чтобы не вкушать винограда до праздника, или в том, чтобы не вкушать его до церковного благословения? Ведь сказано, что на праздник иерей благословляет плоды. Эти же правила предписываются и по отношению к смоквам и «прочим овощам», но о сроках тут ничего не сказано, когда что созреет.

Выходит, что смысл «устава святых отец» в том, чтобы начатки овощей не употреблять без церковного благословения.

Действительно, приношение начатков плодов - очень древний обычай. Часть «от плодов земли» приносилась Богу уже сыновьями Адама (Быт. 4:2–4 ). Обычай приносить первые плоды урожая был органично воспринят ранней христианской церковью. Отголоски этого мы видим в некоторых канонических правилах (правило 46 Карфагенского собора, правило 28 Шестого Вселенского собора), запрещающих приносить начатки плодов, как евхаристическую жертву, что говорит о необычайной распространенности обычая приношения плодов. И это вполне понятно: верующий человек, получая урожай, понимает, что он от Бога. Св. Иоанн Златоуст говорил: «земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога возвращающаго оные». Смысл такого приношения не в освящении плодов, как особенной святыни, кожуру от которой нельзя выбрасывать, как думают иногда не церковные люди. Человек жертвует в церковь часть своего урожая, который ему дал Бог, тем самым признавая, что источник урожая - благость Божия. Через эту жертву Господь благословляет и весь остальной урожай.

В Греции как раз в начале августа по старому стилю поспевает виноград. Как известно, виноград имеет в церкви важное символическое значение, из него делают вино. Поэтому сложился обычай благословлять виноград, в отличие от других начатков, одновременно для всех, на праздник Преображения.

В приведенных словах Типикона есть еще одно важное замечание: разрешение вкушать виноград, и прещение вкусившим до праздника, касается только тех мест, «идеже виноград обретается». Это еще раз подтверждает, что цель устава не погубить урожай там, где он уже созрел, а напомнить человеку, что источник урожая - Бог, и пользоваться им необходимо по Божьему благословению.

В Русской церкви обычай несколько изменился. Виноград в России не растет так обильно, как на востоке и созревает в другое время. В то же время, красоту обычая общецерковного благословения начатков плодов хотелось сохранить, поэтому русская церковь заменила виноград на яблоки.

В Минее сказано: «Зде же в велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей. И ино овощие да приносится коегождо во свое время ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними такожде».

Как видим, о наказании по отношению к тем, кто ел яблоки до праздника, ничего не сказано, зато повторяется мысль о том, что иные плоды приносятся в свое время. Совершенно очевидно, что цель «устава святых отец», о котором упоминается в Типиконе, научить верующего человека благодарности Богу, а не выработать свод таинственных правил о времени вкушении разных продуктов, на подобие фарисейского, о котором апостол Павел сказал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8 ). Если какое-то правило церковного устава, из-за непонимания, вырождается в суеверие, не благочестивее ли следовать его духу, а не букве?

На Украине некоторые сорта яблок созревают за полтора месяца до Преображения. Как быть благочестивому человеку? Выбрасывать урожай, который дал ему Бог? Попытаться что-то законсервировать, чтобы спасти хотя бы малую часть (остальное все равно сгниет)? Может быть, правильнее пойти в храм и пожертвовать часть урожая тогда, когда Бог его дал, а не дожидаясь Преображения, а благословленные плоды вкушать с благодарностью и без смущения? Это и будет означать - «...повиноватися уставу святых отец...»

С 14 августа Святая Церковь вступает в Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, центр его – Преображение Господне и заканчивается праздником Успения Божией Матери.

Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», говорит: «для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил 1.21) . И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды» , – заповедует Святая Церковь.

Питание во время Успенского поста

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего Креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов - всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе в Церковном Уставе): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление «любимых» грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

По материалам православных сайтов: Православие и мир, Православие точка ру, Азбука Православия